Консультации, советы, рекомендации

Консультация – практикум для педагогических работников

Пути и способы формирования представлений о других странах и народах в воспитании гуманных чувств, культуры толерантности и миролюбия

Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД

2023

Рассматривая культуру толерантности как  одну из составляющих общей культуры современного человека, можно говорить о том, что если есть толерантность, то человеку легче жить и общаться с окружающими людьми.  Толерантность стало условием гармоничной жизни в обществе. Толерантный человек уважает мнение других, доброжелателен, направлен на взаимодействие, способен понять и принять, любознателен и снисходителен.

И наоборот, предметом духа нетерпимости могут выступать такие особенности, как:  национальные,  религиозные, этнические, социальные, связанные с внешним видом, связанные со здоровьем, связанные с интересами, увлечением, привычками и др.

Толерантность является не только важным принципом международного сотрудничества, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Толкование «толерантности» в разных источниках помогает понять смысл, сущность термина: Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (Энциклопедический словарь). Толерантность – терпимость (Толковый словарь Ушакова). Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру                (Словарь В.И. Даля). Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребёнка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику (Словарь С.И. Ожегова). Толерантность (лат. tolerantia) – способность переносить, терпеливость; син. - переносимость, в фармакологии: способность организма переносить воздействие определённого лекарственного вещества или яда без развития, соответствующего терапевтического или токсического эффекта (Словарь медицинских терминов). Толерантность – либеральность, снисходительность, терпение, терпимость (Словарь синонимов русского языка). Толерантность – 1.Отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор, объясняющееся снижением чувствительности к его воздействию. 2.Снисходительная терпимость к кому-либо или к чему-либо (чужому мнению, иному верованию и т. п.) как обязательное условие политического плюрализма (Большой современный толковый словарь русского языка). Толерантность - терпение к чужим мнениям и верованиям                (Словарь иностранных языков). Толерантность (toleration) – готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним (Политический толковый словарь).

Таким образом, изучая понятие толерантности, мы понимаем, что в основе термина лежат нравственные принципы, характеризующиеся такими моральными качествами личности человека, как уважительность, терпение, снисходительность,

Главная роль в распространении принципов толерантности отводится педагогической науке. Во всеобщей декларации прав человека сказано, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. Педагогика толерантности рассчитана на все слои общества и возрастные группы (Г.Д.Дмитриев, В.А.Тишков). В дошкольном детстве закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей. Дети дошкольного возраста осваивают знания о мире, у них развиваются умения и навыки активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш.Амоношвили, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н.Подьяков). Способность ребенка усваивать правила и нормы позволяет педагогу целенаправленно воздействовать на чувства, сознание и поведение ребенка, что, в свою очередь обеспечивает развитие высоко моральных качеств, накопление социального опыта, освоение нравственных представлений.

 Проблема воспитания культуры толерантности у дошкольников, как и любой другой культуры (экологической, эстетической, экономической и др.) актуальна на современном этапе. Воспитание культуры толерантности у детей неразрывно связано с воспитанием доброты, честности, гуманности, щедрости, отзывчивости, дружелюбия, коллективизма, взаимовыручки. Существенную роль в воспитании у детей культуры толерантности занимает организация и проведение разнообразных видов деятельности, создание безопасного взаимодействия в детском коллективе, использование демократического стиля педагогического руководства, организация психолого-педагогической поддержки детям.

В процессе воспитании гуманных чувств, культуры толерантности и миролюбия важно способствовать формированию у детей представлений о других странах и народах. Знакомство с другими странами и народами проводится как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности с учетом требований учебной программы дошкольного образования, возрастных особенностей детей. Пути и способы формирования представлений о других странах и народах могут быть самыми разнообразными.

С младшего дошкольного возраста знакомят детей с песенками, потешками, сказками  русского народа, литовского, немецкого, украинского, польского, французского, туркменского, английского и др.. По сюжету произведений  художественной литературы и фольклора  эффективно организовать проведение сценариев активизирующего общения, в ходе которых, дети  знакомятся с особенностями национальной культуры другого народа, их традиций и быта.

Эмоционально - нравственную отзывчивость у детей во всех возрастных группах вызывают произведения музыкального искусства с учетом рекомендуемого музыкального репертуара. Репертуар включает: русские, польские, латышские, литовские, украинские и другие народные мелодии. Применение эффективных приемов, методов при реализация задач по образовательной области «Музыкальное искусство» будет способствовать воспитанию культуры толерантности, гуманных чувств.

Не оставят детей равнодушными предметы декоративно-прикладного искусства разных стран и народов. Дымковская игрушка, изделия из Хохломы, народные декоративные ткани, предметы одежды людей разной национальности (например, тюбетейка), посуды, интерьера и др. расширят опыт социальной действительности, будут способствовать развитию у ребенка ценностного отношения, уважения, культуры толерантности.

В процессе восприятия произведений изобразительного искусства уместно использовать работы известных русских художников (Ю.Васнецов, В.Серов, И.Левитан, И.Шишкин и др), известные архитектурные здания и сооружения мирового масштаба (соборы, мосты, башни и др.). книжную графику и иллюстрации Е.Чарушина. В.Лебедева,  Е.Рачева.

Организация игр, как ведущего вида детской деятельности эффективна во всех возрастных группах. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются эмоционально-волевые, нравственные качества. Реализация дидактической задачи посредством использования народных подвижных игр становится более успешной.

Русская народная игра «Горелки» (для детей в старшей группе)

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть», отсюда и название игры.

Все участники встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле:

Ходят грачи

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

Дети бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит». Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:

Огарушек, огарушек!

Стань на черный камушек!

Плохо стоишь –

Совсем сгоришь!

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Особое место в реализации образовательного процесса по воспитанию культуры толерантности дидактическая игра занимает особое место. Так, игры по развитию умений называть другие страны, показывать  их  на карте,  («Назови соседей Беларуси», «Сложи карту Беларуси», «Где кто живет?», «Мы - славяне», «Путешествие по странам», «Страны и гербы», «Страны и флаги», «Страны и города» и др.)

         игры, направленные  на формирование представлений об национальном многообразии стран мира, особенностях национальной культуры Беларуси и других стран,  («Узнай достопримечательности Беларуси и других стран», «Экскурсоводы и туристы», «Укрась белорусский (русский) национальный костюм», « Кто что любит есть», «Узнай и назови мелодию», «Знаменитые люди Беларуси и других стран», «Я – белорус, а кто это…, «Хоровод дружбы», «Дети планеты Земля»» и др.

Достижению поставленных целей и задач в воспитании у детей гуманных чувств, культуры толерантности и миролюбия будет способствовать  проведение в старшей группе (для детей от 5 до 6 лет) серии занятий по образовательной области «Ребенок и общество»  на тему: «Беларусь и Россия – дружественные страны»

Занятие 1. Программные задачи: формировать представление о других странах и народах, национальном многообразии народов Беларуси и России; развивать социальные и познавательные мотивы,  умения показывать  на карте Республику Беларусь и соседствующие страны, нравственные качества, свойственные белорусам (любовь к родине, отзывчивость, щедрость, гостеприимство); воспитывать культуру толерантности, терпимость по отношению к людям другой национальности.

Занятие 2. Программные задачи: продолжать формировать представление о других странах и народах, особенностях  национальной одежды (белорусской и русской); развивать умения рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Беларуси и России; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей)

Занятие 3. Программные задачи: продолжать формировать представление о других странах и народах, особенностях национальной и русской культуры, традиций и быта; развивать умение рассказывать о праздничных днях в Беларуси и России; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, нравственные качества, свойственные белорусам (гостеприимство), культуру толерантности (уважение к людям другой национальности)

Занятие 4. Программные задачи: продолжать формировать представления о других странах и народах, о городах Беларуси и России, их достопримечательностях, памятниках, скульптурно-архитектурных объектах, посвященных событиям Великой Отечественной войны; развивать умения рассказывать о них(с помощью взрослого и самостоятельно); воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому народов, ценностное отношение к жизни и миру, чувство патриотизма, культуру толерантности.

         Учебно-методический комплекс «Мир, в котором я живу» для детей в старшей группе, являющийся составной частью комплекса «Мои первые уроки», направлен на накопление опыта познания социальной действительности детьми от 5 до 7 лет. Представленный в учебно-методическом комплексе материал дает возможность осуществлять реализацию годовых задач в процессе формирования представлений о других странах и народах. Блок «Беларусь – дружественная страна» учебно-содержит конспекты специально организованной деятельности на тему: «Россия», «Украина. Польша», «Латвия. Литва», «Китай. Великобритания», «Германия. Франция», «Дружат люди всей планеты».

 

Реализация годовых задач по воспитанию у детей культуры толерантности посредством формирования представлений о других странах и народах осуществляется с учетом требований учебной программы дошкольного образования.

 

Практическое задание:

выбрать (подчеркнуть) программные задачи в соответствии с требованиями Учебной программы дошкольного образования, реализация которых будет способствовать воспитанию гуманных чувств, культуры толерантности и миролюбия у детей в старшей группе (от 5 до 6 лет):

-воспитывать уважение достоинства всех без исключения людей, терпимости по отношению к другим, к сверстникам и взрослым другой национальности, беженцам

-развивать умения самостоятельно определять и называть эмоциональные и физические состояния сверстников и взрослых (симпатия, одобрение, огорчение, болезнь, усталость); понимать трудности, которые возникают в жизни людей с инвалидностью, пожилых людей, проявлять к ним внимание и заботу, замечать и и приводить примеры гуманного отношения к окружающим людям из жизни, произведений художественной литературы

-развивать умение самостоятельно проявлять во взаимодействии со сверстниками и взрослыми нравственные качества, свойственные белорусам (доброта, честность, гуманность, щедрость, отзывчивость, гостеприимство, любовь к родному краю, к  Республике Беларусь

-формировать представления о других странах и народах, особенностях их культуры

-формировать представления о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях

-формировать представления о культурном и национальном многообразии стран мира, особенностям внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни

-формировать представления о человечестве как семье на планете Земля

-воспитывать основы моральных ценностей: понятие о дружбе, справедливости и др

-развивать умения применять способы самоконтроля и саморегуляции   (вести себя спокойно, терпеливо, сдерживать свои негативные побуждения)

-развивать умения применять способы разрешения конфликтов со сверстниками мирным путем (договариваться, уступать, самому остановить ссору или обратиться ко взрослому, извиняться, принимать позицию другого и действовать по отношению к нему, как к самому себе)

-развивать умения проявлять правила культурного общения со сверстниками и взрослыми (слушать не перебивая, спокойно вести себя при общении, не вмешиваться в разговор старших, приветствовать при встрече и прощаться при расставании)

-развивать позитивное отношение к себе и окружающим

-развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, умение налаживать с ними взаимодействие на основе доброжелательности, взаимопонимания, чуткости

-развивать способность оценивать собственные действия и действия других с точки зрения их пользы для здоровья

-развивать умения организовывать взаимодействие со сверстниками, родителями, окружающими людьми с позиции доверия, сопереживания, взаимопонимания

-развивать умения самостоятельно проявлять качества мужественности, женственности, оказания помощи и поддержки сверстникам противоположного пола

-проявлять чуткость к эмоциональным и физическим состояниям сверстников и взрослых (надо пожалеть, нельзя шуметь, надо помочь)

-воспитывать уважение и интерес к физической стороне своей жизни

-воспитывать уважение к физическим различиям между людьми

 

 

Литература:

Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания)

Национальный институт образования 2023

 

УМК «Мои первые уроки»

А.Л.Давидович, Е.И.Смолер

Мир, в котором я живу

Учебно-методическая пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения

Национальный институт образования 2020

 

Игра в жизни дошкольника

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования

Под редакцией Я.И.Коломинского, Е.А.Панько

Минск Национальный институт образования 2012