Учимся читать и говорить одновременно

23.09.2022

Наиболее тяжелым нарушением речи является алалия. Речь при этом нарушении без специальной коррекционной помощи не формируется. Своевременная коррекционная помощь – путь к успеху в развитии речи и интеллекта ребенка.

Главное в обучении должно быть: растормаживание речевых зон, активизация работы межанализаторных связей, развитие коммуникативной функции речи, формирование словаря, обучение связной речи, способам ее интонационного оформления, формирование грамматических навыков, развитие познавательной активности и т.д.

Общаться с неговорящим ребенком нужно простыми короткими, доступными для понимания фразами. Озвучивать все действия, стараться сохранить постоянные формулировки. Необходимо строго соблюдать режим дня. Сделать и использовать визуальное расписание на каждый день. Учить выполнять инструкции: «Покажи!» - формировать указательный жест; «Дай мне…» - учить находить предмет по названию. Обогащать пассивный словарь, работать над пониманием речи.

Стараться не выполнять просьбы ребенка, если он что-то требует криком. Развивать навыки взаимодействия: обучать смотреть в лицо тому человеку, к которому ребенок обращается. Стимулировать общение, создавать ситуации, в которых нужно передать информацию от одного человека другому.

Развивать общую и мелкую моторику (массаж приборами су-джок, орехами, карандашами с гранями, рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, теста, делать аппликации, собирать мозаику, конструировать из кубиков и палочек).

Нужно помнить о том, что речь появляется в процессе деятельности и общения с людьми. Овладение речью нельзя свести к повторению речевых звуков, не менее важным является здесь понимание речи, правильность использования грамматических форм, способность не только произносить слова по образцу, но и самому создавать осмысленное высказывание.

Необходимо, как можно чаще играть с ребенком в любимые игры, читать стихи и сказки, совершать увлекательные прогулки и наблюдать за окружающим миром.

Положительный результат отмечается в формировании и стимуляции речевой активности ребенка при использовании методики «Учимся читать и говорить одновременно». С чего начать работу по данной методике?

  1. На стенах квартиры нужно разместить буквы: А, У, И, О.

Высота букв 20-25 см., они должны быть написаны черным шрифтом на белой бумаге (если у ребенка есть любимый цвет, то можно заменить белый лист бумаги, на бумагу с оттенком данного цвета и написать буквы на нем).

Размещать 2-3 буквы в течении двух недель (зависит от интереса ребенка, но даже если он отсутствует – это необходимо сделать).

Показывая ребенку букву, взрослый говорит «Читай! ААА!» и размещает ее на стене, чуть выше поднятых рук ребенка.

Показывая букву на стене, указательным жестом, взрослый говорит: «Вот А!». В течении дня несколько раз спросить ребенка: «Где А?», обычно детям нравится выполнять это задание, но если ребенок не реагирует на ваш вопрос, показать ему букву надо очень эмоционально и радостно произнести «Вот! А!». «Читай». Если ребенок повторит («прочитает») за вами букву очень сильно похвалить его. «Молодец! Умница! Читаешь!»

На следующий день, аналогичным образом познакомить ребенка с буквой У. Разместить её нужно на другой стене, чтобы игра «Найди букву …» была для ребенка более интересна. Ребенку, несколько раз (10-15) показать «Вот У»; «Где У?»; «Где А?», «Вот А».

Ни в коем случае не нужно произносить длинных инструкций, типа «Саша, иди, посмотри, где на стене написана буква А, покажи мне её» и т.п. Вопросы нужно формулировать кратко.

Можно организовать весёлую игру привлечь к поиску буквы других членов семьи.

По мере изучения букв можно сделать альбом, в котором вы совместно с ребенком будете выполнять различные задания. Например, при знакомстве с буквой можно из полосок бумаги сконструировать и наклеить букву. Все гласные из полосок красного цвета, все согласные – из полосок синего цвета. Высота букв 7 – 10см. Затем можно написать контур буквы и предложить ребенку раскрасить ее. Гласные – красным карандашом, согласные – синим. Если ребенок затрудняется, то все задания выполняются с помощью метода «рука в руке». Также в альбоме можно нарисовать 2 -3 предмета, названия которых начинаются с изучаемой буквы и сделать к ним подписи, держа руку ребенка в своей руке. Ребенку предлагаем «читать» слова. Первое «прочтение» слова всегда идет «по следам» за взрослым.

Необходимо очень сильно хвалить за любые речевые высказывания и выполнение заданий.

Важно при знакомстве с согласными, называть буквы так, как звучит звук М,П,Т, а не МЭ, СЭ, ТЭ.

Давая задания по карточке, мы даем инструкцию «Скажи» или «Говори», а работая с графическими символами – буквами, всегда даем инструкцию «Читай».

  1. Подписать 3-5 реальных предмета или любимых игрушки (высота букв на карточке не менее 5 сантиметров).

Например, можно взять слова: ВАННА, ШКАФ, ДВЕРЬ, МАШИНА, МЯЧ, СТОЛ.

Необходимо подходить к предмету и «читать» слова в течении одной -двух недель (зависит от возможностей ребенка). Затем дублировать карточки и предложить ребёнку разместить их около предметов. Начинать с двух. Когда малыш научиться соотносить 5 карточек, убрать их все с предметов и предлагать ребёнку самостоятельно размещать карточки около предметов, начиная с одной. Говорить ему «Читай», и читать самому, стимулируя высказывание ребенка.

На начальном этапе обучения не должно быть графически похожих слов, типа: стол – стул, машина – мишка, дверь -диван, телевизор – телефон и т.п.

  1. Правила занятий с ребенком.

В среднем знакомство с 1 буквой занимает 1-2 недели. Если процесс усвоения материала идет медленно, то необходимо знакомство с буквой увеличить. Необходимо возвращаться у уже изученному.

Помните:

  • Ребенок должен чувствовать себя успешным.
  • Старайтесь не давать ребенку возможности ошибаться, своевременно предоставляйте подсказку.
  • Успехи ребенка стимулируют его познавательную активность.
  • Максимальная продолжительность одного занятия для детей 3-5 лет 20 мин. Для детей, старшего возраста до 30 минут.
  • Занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне, чтобы ребенку хотелось к ним возвращаться.
  • Вопросы ребенку необходимо задавать четко, коротко и понятно.
  • Режим показа карточек: первый день – 2 карточки, второй день – плюс 1 карточка, третий день еще одна.
  • Порядок введения новых слов зависит от интересов ребенка.
  • На начальном этапе слова должны быть написаны разным цветом и отличаться графически. (Например: КОТ, МАШИНА, МЯЧ, УТКА, СОБАКА, ДОМ, ТЕЛЕФОН).
  • У ребенка должна быть коробка с карточками-словами.
  • Доведя количество слов до семи, организовать как можно больше игр с данными словами и, которые можно не только рассматривать и читать, но и использовать их в играх. (Например: «Магазин» - покажи продавцу, что ты хочешь купить; «Рыбалка» - поймай слово и прочитай его. Для игры использовать удочку с магнитом и карточки со словами с прикрепленными к ним металлическими скрепками. 5-7 карточек со словами положить в большую коробку «озеро», с помощью удочки «ловить» слова, «читать» их и класть в ведро. «Водитель» - привозить на машине еду (слова) для животных: кошке – молоко, мишке – мед, лисе – сыр, белке – орех).
  • Необходимо сделать альбом, в который наклеить фотографии родных и подписать их крупным шрифтом МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, Я – САША. Здесь же можно разместить фотографии 2-3 любимых игрушек или предметов, подписать их.

Взрослый рассматривает с ребенком альбом и просит показать, где мама, папа, бабушка и т.д. Затем показывает слово и говорит «Читай!», следит указательным пальцем под буквой и сам читает слово. Если ребенок попытается повторить хотя бы звук, необходимо очень сильно его похвалить.

После 7-10 дней занятий, на отдельных карточках дублируются надписи с альбома. Ребенку дается карточка со словом (МАМА), он должен найти необходимую фотографию в альбоме и положить около нее карточку-слово.

После того, как ребенок научиться узнавать два слова на карточках, добавляем третье.

В дальнейшем, количество фотографий в альбоме должно увеличиваться. В нем будут появляться фотографии любимых игрушек, предметы, цветы, деревья, животные, птицы, любимые виды деятельности и т.д. Введение новых тем зависит от интересов ребенка. Все необходимо подписывать и «читать».

  1. Для стимуляции высказывания и развития речевой коммуникации используются специальные карточки, на которых нарисованы предметы и действия, которые использует ребенок в повседневной жизни. Все карточки подписаны.

Начинаем с обмена одной карточкой. Необходимо обязательно давать ребенку то, что он попросил.

На первом этапе обучения мы используем небольшое количество карточек. Затем формируем короткую фразу.

Задаем вопрос: «Что ты хочешь?» и учим ребенка раскладывать карточки в определенной последовательности. Например: - «Читай» (по следам за взрослым) – Я хочу пить.

Методика «Учимся читать и говорить одновременно», позволяет развивать, как экспрессивную, так и импрессивную речь, обучать чтению. Необходимо обратить внимание на то, что эта методика является одним из приемов комплексной коррекционной работы. Наряду с ней необходимо использовать комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие.