Моделирование в процессе обучении детей рассказыванию

20.10.2022

Важнейшей задачей развития  речи является развитие связной речи. Все задачи развития речи дошкольников (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи) находят завершающее выражение в развитии связной речи. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики грамматики, представляет единое целое, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и может разделяться на части, связанные между собой. Именно, последовательность и членимость как основные признаки связной речи можно обозначить с помощью моделей и активизировать в процессе формирования навыков связной речи детей. Одним из видов связной речи является рассказывание. Использование моделирования при бучении детей рассказыванию поможет развить у дошкольников способность строить любое высказывание, представляя его как единое целое во взаимосвязи структурных элементов. Связность текста характеризуется логикой изложения, особой организацией языковых средств, коммуникативной направленностью, композиционной структурой. Понимание структурных частей текста зависит от смысловых и грамматических связей предложений. Синтаксический анализ текста включает в себя осознание связей между предложениями, средств выражения этих связей.

Составление рассказов дошкольниками формируется на основе углубленных знаний об окружающей жизни. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно использовать следующие виды рассказывания:

-рассказывание по картине.

Примерный план-схема по составлению рассказов по картине о порах года (Например, И.Левитан «Золотая осень», К.Юон «Зимнее солнце», И.Остроухов «Золотая осень» и т.д.) может быть следующей:

1 признак: какая пора года изображена на картине?

2 признак: что ты видишь на картине?

3 признак: Какие краски использовал художник?

4 признак: назови близкие предметы на картине (далекие), (крупные, мелкие, большие, маленькие и т.д.)

5 признак: нравится ли тебе эта картина? Почему?

-рассказывание о предметах и явлениях природы из личного опыта по заданной теме с использованием метода наглядного моделирования: «Животные вокруг нас», «От чего зависит здоровье человека?», «Как размножаются растения?», «Рост и развитие человека» и т.д.

-пересказ литературных произведений о природе. Пересказ произведений о природе с использованием метода наглядного моделирования позволяет уточнить и расширить имеющиеся представления о природе, составить свой текст, логично и последовательно. С помощью моделирования в  старшей группе можно пересказывать следующие произведения художественной литературы: Д.Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку»,В.Бианки «Хвосты», В.Бианки «Чей нос лучше?»,В.Бианки «Синичкин календарь», Э.Шим «Слепой дождик», А.Пушкин «Зимнее утро» и др.

В средней группе: Л.Толстой «Пришла весна», Н.Некрасов «Перед дождем», А.Фет «Голубенький, чистый» и др.

По выполняемой функции тексты разделяют на три типа: описание, повествование, рассуждение. Структурная организация каждого типа текста обусловлена наличием определенной схемы построения (замысел, разработка темы, концовка). В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания. Для этого целесообразно использовать схемы-модели, которые выступают в качестве модели структуры любого текста

Процесс построения рассказа  имеет несколько этапов. Подготовительный этап – это формулировка плана или содержательного замысла, т.е. дошкольник должен четко себе представлять, о чем он будет рассказывать. Если ребенку необходимо пересказать литературный текст, то он имеет дело с готовым содержанием. В своем  высказывании  он использует те слова и выражения , которые есть в тексте или выбрать свои , но так, чтобы это не противоречило смыслу произведения. Использование моделей в данном случае оживляет эмоциональное восприятие текста литературного произведения и дает возможность сосредоточиться на форме выразительности изложения, что усиливает внимание к форме и выразительности у слушающих детей.

При составлении самостоятельного текста дошкольникам необходимо придумать содержание и найти соответствующую форму именно для этого содержания. Однако содержательность, последовательность изложения, объем высказывания и правильность грамматического оформления текста в данной ситуации значительно снижается. Использование метода наглядного моделирования, направленное на усиление  логики  высказывания, осознанности содержательного замысла в целом и отдельных его деталей помогает ребенку построить рассказ логически  последовательным, содержательным, грамматически правильным, т.е. использование моделирования повышает качество детских рассказов и помогает  построить логически композиционный текст, заполнить   недостающие синтаксические конструкции. Использование моделей способствует развитию обобщающей и аналитической деятельности при обучении составлению рассказов. При этом, воспитатель ставит задачи, направленные на освоение дошкольниками наглядного метода моделирования на различных этапах обучения рассказыванию:

1.Познакомить детей с предметно-схематическими моделями, развивать умение пользоваться ими при составлении рассказов

2.Познакомить детей с цветовыми моделями, научить соотносить цветовую модель с предметами

3.Развивать умение пересказывать художественные произведения о природе, используя предметно-схематические модели

4.Развивать воображение детей, представляя себе предметы и явления окружающей природы по их предметно-схематическому изображению