Гедымин - основатель Лидского замка (план-конспект экскурсии к достопримечательностям родного города)

07.10.2022

 

Гедымин - основатель Лидского замка

План-конспект экскурсии с детьми в старшей группе (от 5 до 7 лет) к памятнику Гедымина

ЦЕЛЬ: формирование представлений об исторических фактах возникновения Лидского замка (Князь Гедымин – основатель Лидского замка), развитие умений рассказывать о достопримечательностях малой родины (Памятник Гедымину), воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, чувство гордости и патриотизма

СВЕДЕНИЯ О ПАМЯТНИКЕ:  Бронзовая конная статуя установлена 12 августа 2019г. в самом центре города возле Лидского замка. Образ Гедымина, его внешний вид соответствует исторической правде, о чем свидетельствуют многочисленные консультации авторов с учеными. Авторы памятника – знаменитые  белорусские скульпторы, Ольга Нечай  и Сергей Оганов, уроженец города Лиды.

Гедымин изображен в рыцарских доспехах, но без шлема. На голове князя корона, так как он назывался королем Великого княжества Литовского. Его одна рука лежит на мече, что символизирует воинственный характер власти   того исторического периода и представлен как символ защиты княжества от вражеских нападений врага. Великий князь литовский правил с 1316 г. по 1341 год.

Постамент символизирует собой Родину. Длинный плащ обозначает княжескую власть. Тяжелая драпировка княжеского плаща опускается на постамент и представляет собой символ опеки над государством.

 

Предварительная работа с детьми: рассматривание фото (открытки) с изображением памятника Гедымину в г.Лида, беседа с детьми «Кто такой скульптор», чтение интерактивной книжки для детей «Строительство Лидского замка», конструктивные игры «Лидский замок»

Ход:

1.Педагог предлагает рассмотреть памятник Гедымину, уточняет, знают ли дети, в честь кого установлен памятник?

Вопросы к детям:

-Чем покрыто тело и плечи Гедымина?

-Что у него на голове? В руках?

-Где сидит Гедымин?

-Можно ли назвать Гедымина рыцарем? Почему?

Рассказ воспитателя:

«Скульптор изображает князя Гедымина и как рыцаря и как короля, потому что у него есть рыцарские доспехи, броня, меч, плащ, корона! Князь Гедымин изображен сидя на рыцарском коне, а его длинный плащ символизирует такой покров, которым он покрывает свое государство, как будто защищает его и оберегает! Ведь Гедымин считался королем Великого княжества Литовского!»

 

2.Педагог предлагает рассмотреть постамент, на котором возвышается князь Гедымин, обращает внимание на то, что на постаменте сделана надпись «ГЕДЫМИН», изображен герб рода Гедыминовичей (Из каких элементов состоит герб Гедыминовичей? На что похоже изображение?)

 

3.Педагог спрашивает у детей, знают ли они, почему в нашем городе Лиде установлен памятник Гедымину? (выслушивает мнение детей)

 

Рассказ воспитателя:  Давным-давно, князь Гедымин распорядился построить крепость, которая будет защищать население от вражеских нападений! Каменная крепость под его руководством была построена! И он назвал её Лидским замком! За много тысячелетий Лидский замок подвергался разрушениям, но горожане его оберегали, реставрировали и сохранили до наших дней!

Вопросы к детям:

-Как вы думаете, ребята, почему памятник Гедымину и Лидская крепость выполнены скульптором в одном цвете?

-Почему Гедымин распорядился построить Лидскую крепость? Для чего она была нужна?

-Каким был Гедымин? Почему его называют великим князем? Какими словами можно охарактеризовать Гедымина? (мужественный, сильный, славный, заботливый и т д)

 

4.Педагог спрашивает у детей, понравился ли им памятник Гедымину?  Почему? Предлагает рассказать о том, что они запомнили?

 

(Дети возлагают цветы к памятнику, делают фото на память)