Основные направления деятельности

01.09.2023

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Основными направлениями деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – учреждения образования), в 2023/2024 учебном году являются:

повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;

создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей в том числе удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР);

совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с лицами с ОПФР.

К 2023/2024 учебному году для обеспечения доступности, качества и безопасности образовательного процесса Министерством образования подготовлен ряд нормативных правовых актов.

Так, в целях приведения актов законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» (далее – Кодекс), а также для реализации указанных направлений деятельности учреждений образования в 2023/2024 учебном году и в последующие годы разработаны и утверждены постановлениями Министерства образования:

Положение о специальном детском саде (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 2023 г. № 183, которое определяет предмет и порядок деятельности специального детского сада, его задачи, функции и структуру, виды групп специального детского сада, а также порядок организации образовательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

типовой учебный план дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2023 г. № 152), который устанавливает перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальный допустимый объем учебной нагрузки и общее количество учебных часов в неделю при организации образовательного процесса в учреждениях образования, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, на дому.

При этом перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальный допустимый объем учебной нагрузки и общее количество учебных часов в неделю уменьшены при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, а также на дому.

Подготовлены и утверждены:

инструктивно-методическое письмо «О порядке организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью на дому». Письмо содержит рекомендации по созданию условий для обеспечения качественного и безопасного образовательного процесса по освоению содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования на дому, в том числе при сочетании занятий на дому и в учреждениях образования, для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения образования;

методические рекомендации по организации работы с воспитанниками учреждений дошкольного образования, их законными представителями по формированию основ гражданско-патриотической культуры (далее – методические рекомендации). В методических рекомендациях представлены содержание, формы и методы формирования основ гражданско-патриотической культуры, правовое и научно-методическое обеспечение.

Документы, определяющие порядок организации образовательного процесса в учреждениях образования, на дому, а также организации работы с воспитанниками учреждений образования, их законными представителями по формированию основ гражданско-патриотической культуры, размещены на Интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie), национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/pedagogam/normativnye-pravovye-dokumenty.html; https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/doshkolnoe-obrazovanie.html).

Министерство образования обращает внимание на необходимость своевременного проведения информационно­разъяснительной работы в части толкования нормативных правовых актов, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций (коллегии, конференции, совещания, диалоговые площадки и пр.) совместно с педагогическими работниками учреждений образования, родителями (законными представителями), иными заинтересованными.