Вода - природный ресурс, нужный человеку (план-конспект занятия по образовательной области "Ребенок и природа" для детей в старшей группе)
14.03.2023План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» и по образовательной области «Ребенок и природа» в старшей группе
(для детей от 5 до 6 лет) с использованием инфографики по теме:
Вода – природный ресурс, нужный человеку
Разработали: Тананушко М.В., воспитатель дошкольного образования
Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД
Программные задачи: продолжать формировать представление о природных ресурсах, нужных человеку (вода), необходимости бережного и рационального использования воды;
развивать умения замечать и называть свойства воды в природе и обыденной жизни (агрегатные состояния воды: жидкое, твердое, газообразное), сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны: зимой падает снег, водоемы покрываются льдом, весной тает снег, бегут ручьи, осенью часто идут дожди, летом бывают ливневые дожди;
воспитывать экономически значимые качества (бережливость), основы экологической культуры детей
Оборудование: интеллект-карта «Вода – источник жизни человека»; таблица «Особенности выпадения осадков в зависимости от поры года» по количеству детей; аудиозапись «Звуки природы»; маркеры по количеству детей; заготовки для схематичного изображения «Для чего человеку нужна вода» по количеству детей.
Предварительная работа: чтение энциклопедических сведений об явлениях природы, беседа «Значение воды для живой природы», д/игра «Кому что нужно для жизни»
Ход:
- Вводная часть
Педагог читает стихотворение про воду, спрашивает детей: что такое вода?
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране!
Без воды нам не умыться,
Не поесть и не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Д/упражнение «Живая – неживая природа»
Цель: развитие умения различать объекты и явления живой и неживой природы
Ход:
Педагог называет детям объект или явление природы: трава, человек, медведь, снег, ветер, камень, солнце. Ребенок определяет: какая это природа? Если живая природа, то дети хлопают в ладоши, если неживая природа, то дети топают.
2 . Основная часть:
Задание 1. «В каком виде бывает вода» (блок 1)
(рассматривание интеллект-карты)
Цель: развитие умения замечать и называть свойства воды в природе и обыденной жизни
Беседа по вопросам:
-Что такое ливень?(сильный дождь)
-Как образуется пар? (при нагревании воды)
-Как образуется снег?(капельки воды замерзают в воздухе и падают на землю в виде снежинок)
-Что такое град? (ледяные крупинки, могут быть округлой формы)
-Где можно найти лед? (на водоеме, на луже, в холодильнике, на Антарктиде)
-Что такое иней?(мелкие кристаллики льда)
-Что такое роса? (капли воды, которые образуются на растительности и наземных предметах)
«Особенности выпадения осадков в зависимости от поры года» (самостоятельная работа с таблицей)
Цель: развитие умения сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны, делать выводы, обобщения
Ход: педагог раздает таблицы для каждого ребенка с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. С помощью условных знаков в таблице необходимо отметить те явления природы, которые можно наблюдать зимой, весной, летом, осенью. Поры года распределены с помощью цветового моделирования по месяцам.
По результатам выполнения задания в таблице дети делают выводы с помощью вопросов педагога:
-Какие явления природы можно наблюдать во все периоды года?
-Когда ты видел снег? (лед, иней, град, ливень)
-Какую пользу приносит такое явление природы как дождь? А какой вред может нанести дождь? Град? Туман?
Проблемно-игровая ситуация
«Догадайся, что ты слышишь, но не видишь?»
(с помощь аудиозаписи «Звуки природы»)
Цель: развитие умения определять и называть явления природы
Д/упражнение «Бывает – не бывает»
Цель: развитие умения сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны
Ход: педагог называет явление природы, которое можно (или нельзя) наблюдать: осенью часто идут дожди, летом идет сильный ливень, весной бегут ручьи, зимой водоемы покрыты льдом, летом идет снег.
Если это правильное утверждение, то дети хлопают в ладоши. Если это неправильное утверждение, то дети топают.
Задание 2. «Для чего человеку нужна вода» (блок 2)
(составление рассказов с помощью интеллект-карты)
Цель: развитие представлений о природных ресурсах (вода), нужных человеку для здоровья, быта, жизни, умения делать выводы, обобщения
Педагог предлагает рассмотреть картинки на желтом фоне интеллект-карты и составить рассказ по теме: «Для чего человеку нужна вода»
Д/упражнение «Какая вода нужна человеку»
Цель: формирование представлений об условиях, от которых зависит здоровье человека (чистая и свежая вода)
Педагог предлагает пополнить интеллект-карту схематичным изображением и объяснить свой выбор: Какая вода нужна человеку: чистая или грязная? Почему?
(дети рисуют схему-модель и объясняют свой выбор)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Водичка капает…»
Задание 3 «Для чего нужна человеку вода» (самостоятельная работа)
Цель: продолжать развитие представлений о природных ресурсах (вода), нужных человеку для здоровья, быта, жизни, умения делать выводы, обобщения
Педагог сообщает, что необходимо заполнить пустые места интеллект-карты (на розовом фоне) и схематично изобразить ситуации, которые показывают: для чего человеку нужна вода. Дети выполняют задание, поясняют свой выбор
Задание 4 « Правила рационального и бережного использования воды» (блок 3)
(рассматривание интеллект-карты)
Цель: формирование представлений о бережном и рациональном использовании воды, развитие умения делать выводы, обобщения
Педагог предлагает рассмотреть схематичное изображение на зеленом фоне интеллект-карты, назвать правило рационального и бережного отношения к воде.
Задание 5 «Земля – голубая планета» (блок 4)
(рассматривание интеллект-карты)
Цель: формирование представлений о том, что большая часть планеты Земля состоит из воды.
Педагог проводит беседу по вопросам:
-Почему планету Земля называю голубой?
-Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе?
-Каким цветом обозначена суша?
-Чего больше на планете Земля: воды или суши?
3 часть заключительная
Беседа о значении воды для планеты Земля, чтение стихотворения «Наша планета»