Вода - природный ресурс, нужный человеку (план-конспект занятия по образовательной области "Ребенок и природа" для детей в старшей группе)

14.03.2023

План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» и по образовательной области «Ребенок и природа» в старшей группе

(для детей от 5 до 6 лет) с использованием инфографики по теме:

 

Вода – природный ресурс, нужный человеку

 

 Разработали: Тананушко М.В., воспитатель дошкольного образования

                         Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД

 

Программные задачи: продолжать формировать представление о природных ресурсах, нужных человеку (вода), необходимости бережного и рационального использования воды;

развивать умения замечать и называть свойства воды в природе и обыденной жизни (агрегатные состояния воды: жидкое, твердое, газообразное), сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны: зимой падает снег, водоемы покрываются льдом, весной тает снег, бегут ручьи, осенью часто идут дожди, летом бывают ливневые дожди;

воспитывать экономически значимые качества (бережливость), основы экологической культуры детей

 

Оборудование: интеллект-карта  «Вода – источник жизни человека»;  таблица  «Особенности выпадения осадков в зависимости от поры года» по количеству детей; аудиозапись «Звуки природы»; маркеры по количеству детей; заготовки для схематичного изображения «Для чего человеку нужна вода» по количеству детей.

 

Предварительная работа: чтение энциклопедических сведений об явлениях природы, беседа «Значение воды для живой природы», д/игра «Кому что нужно для жизни»

 

 

Ход:

  1. Вводная часть

Педагог читает стихотворение про воду, спрашивает детей: что такое вода?   

Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране!

Без воды нам не умыться,

Не поесть и не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 

 

 

Д/упражнение «Живая – неживая природа»

Цель: развитие  умения различать объекты и явления живой и неживой природы

Ход:

Педагог  называет детям объект или  явление природы: трава, человек, медведь, снег, ветер, камень, солнце.  Ребенок определяет: какая это природа? Если живая природа,  то дети хлопают в ладоши,  если неживая природа, то дети топают.

 

2 . Основная часть:

Задание 1. «В каком виде  бывает вода» (блок 1)

(рассматривание интеллект-карты)

Цель: развитие умения замечать и называть свойства воды в природе и обыденной жизни

Беседа по вопросам:

-Что такое ливень?(сильный дождь)

-Как образуется пар? (при нагревании воды)

-Как образуется снег?(капельки воды замерзают в воздухе и падают на землю в виде снежинок)

-Что такое град? (ледяные крупинки, могут быть округлой формы)

-Где можно найти лед? (на водоеме, на луже, в холодильнике, на Антарктиде)

-Что такое иней?(мелкие кристаллики льда)

-Что такое роса? (капли воды, которые образуются на растительности и наземных предметах)

 

 «Особенности выпадения осадков в зависимости от поры года» (самостоятельная работа с таблицей)

Цель: развитие умения сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны, делать выводы, обобщения

Ход: педагог раздает таблицы для каждого ребенка с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. С помощью  условных  знаков в таблице необходимо  отметить те явления природы,   которые можно наблюдать зимой, весной, летом, осенью. Поры года распределены с помощью цветового моделирования по месяцам.

По результатам выполнения задания в таблице дети делают выводы с помощью вопросов педагога:

-Какие явления природы можно наблюдать во все периоды года?

-Когда ты  видел снег? (лед, иней, град, ливень)

-Какую пользу приносит такое явление природы как дождь? А какой вред может нанести дождь? Град? Туман?

 

Проблемно-игровая ситуация

«Догадайся, что ты слышишь, но не видишь?»

 (с помощь аудиозаписи «Звуки природы»)

Цель: развитие умения определять и называть явления природы

 

Д/упражнение «Бывает – не бывает»

Цель: развитие умения сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны

Ход: педагог называет явление природы, которое можно (или нельзя) наблюдать: осенью часто идут дожди, летом идет сильный ливень, весной бегут ручьи, зимой водоемы покрыты льдом, летом идет снег. 

Если это правильное утверждение, то дети хлопают в ладоши. Если это неправильное утверждение, то дети топают.

 

Задание 2. «Для чего человеку нужна вода» (блок 2)

(составление рассказов с помощью интеллект-карты) 

Цель: развитие представлений о природных ресурсах (вода), нужных человеку для здоровья, быта, жизни, умения делать выводы, обобщения

Педагог предлагает рассмотреть картинки на желтом фоне интеллект-карты  и составить рассказ по теме: «Для чего человеку нужна вода»

 

Д/упражнение «Какая вода нужна человеку» 

Цель: формирование представлений об условиях, от которых зависит здоровье человека (чистая и свежая вода)

Педагог предлагает пополнить интеллект-карту  схематичным изображением и объяснить свой выбор: Какая вода нужна человеку: чистая или грязная? Почему?

(дети рисуют схему-модель и объясняют свой выбор)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Водичка капает…»

 

Задание 3 «Для чего нужна человеку вода» (самостоятельная работа)

Цель: продолжать развитие представлений о природных ресурсах (вода), нужных человеку для здоровья, быта, жизни, умения делать выводы, обобщения

Педагог сообщает, что необходимо заполнить пустые места интеллект-карты (на розовом фоне) и схематично изобразить ситуации, которые показывают: для чего человеку нужна вода. Дети выполняют задание, поясняют свой выбор

 

Задание 4 « Правила рационального и бережного использования воды»  (блок 3)

(рассматривание интеллект-карты)

Цель: формирование представлений о бережном и рациональном использовании воды, развитие умения делать выводы, обобщения

Педагог предлагает рассмотреть схематичное изображение  на зеленом фоне интеллект-карты,  назвать правило рационального и бережного отношения к воде.

 

Задание 5 «Земля – голубая планета» (блок 4)

(рассматривание интеллект-карты)

Цель:  формирование представлений о том, что большая часть планеты Земля  состоит из воды.

Педагог проводит беседу по вопросам:

-Почему планету Земля называю голубой?

-Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе?

-Каким цветом обозначена суша?

-Чего больше на планете Земля: воды или суши?

 

3 часть заключительная

Беседа о значении воды для планеты Земля, чтение стихотворения «Наша планета»