Памятные места Беларуси (игра-путешествие для детей в старшей группе)

14.03.2023

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА БЕЛАРУСИ

игра-путешествие для детей в старшей группе (от 5 до 7 лет)

 

Козячая Е.А., воспитатель дошкольного образования

Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД

 

2022г.

 

Цель: формирование представлений о людях, прославивших Беларусь (герои-авиаторы), достопримечательностях Республики Беларусь, осознания своей принадлежности к стране;

развитие интереса к военным профессиям, умений использовать формы речи-рассуждения, доказательство, самостоятельно создавать оригинальные образы на основе ассоциаций, изобразительные и конструктивные способности;

воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств;

 

Оборудование: презентация «Памятные места Беларуси»; карта Беларуси с гербами городов (Минск, Гродно, Брест, Витебск, Гомель, Могилев,  Лида, Молодечно); сюжетная картинка «Бой»; набор строительного материала, заготовки из картона, бумаги для конструирования «Боевой самолет»; цветная бумага, разноцветные краски, гуашь, фломастеры, карандаши, клей для составления коллажа «Цветы героям»; разрезные картинки «Военный летчик», кокошник «Самолет» по количеству детей.  

Ход:

Педагог: В Республике Беларусь есть много малых и больших городов! Каждый город имеет свой герб. Герб – это гордость горожан, важный атрибут в обороне и защите города от нападений врага! Герб объединяет в себе символы, которые олицетворяют смелость, веру в справедливость, святость и любовь к Родине!  

Дидактическое упражнение «О чем расскажет герб?»

Цель: развитие умений узнавать и называть города Беларуси по изображению герба, рассказать о значении геральдических символов как важных атрибутов, сочетающих в себе религиозный, патриотический, оборонительный смысл; воспитание духовно-нравственных чувств детей

Ход: педагог предлагает детям найти и показывать на карте город Минск, Лиду, Молодечно, рассказать о символах, изображенных на их гербе.

Педагог: А знаете ли вы, что каждый белорусский город славится своими достопримечательностями, которые посещают наши соотечественники и туристы! Достопримечательности - это памятные места, повествующие о событиях, фактах и людях, прославивших Беларусь! Предлагаю вам отправиться в путешествие по памятным местам Беларуси, в ходе которого вы узнаете о героизме и отваге летчиков-авиаторов, о технике, которая им помогает защищать Родину.

 (Дети надевают кокошники,  имитируют полет самолета, приземляются, осуществляют посадку) 

Остановка 1. Памятное место: Музей истории Великой Отечественной войны в Минске  (слайд 2)

Педагог: Музей Великой Отечественной войны – свидетельство подвига белорусского народа во имя сохранения мира и счастья на земле! Солдаты вели бои с фашистами, освобождали нашу Родину от врага!

Проблемно-игровая ситуация «Кто побеждает в бою?»

Цель: формирование представлений о событиях Великой Отечественной войны, развитие умений отличать военную символику (красный флаг, красная звезда), использовать формы речи-рассуждения, доказательство; воспитание любви к своей Родине, патриотических чувств у детей.

Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку, уточнить, чем отличаются советские воины, решить проблемную ситуацию.

Фотогалерея «Авиационная техника времен войны» (слайд 3)

Беседа с детьми по вопросам:

-Какая авиационная военная техника была в годы войны?

-Для чего предназначена авиационная техника?

-Из каких частей состоит военный самолет?

-Какой символ отличает нашу военную технику от вражеской техники?

-Как называются военные профессии, связанные с авиацией?

Дидактическое упражнение «Собери картинку»

Цель: развитие интереса к профессии военных, умений отличать и называть особенности экипировки военного летчика (защитный костюм, шлем, ремень, спасательный парашют), воспитание уважения к людям военных профессий

Ход: Педагог предлагает собрать картинку и узнать, кто управляет военным самолетом, назвать предметы военной экипировки, для чего они предназначены.

(Дети продолжают путешествие, надевают кокошники, имитируют полет самолета, приземляются, осуществляют посадку)

Остановка 2. Памятное место: Мемориал бессмертному подвигу Николая Гастелло около Молодечно (слайд 4)

Педагог: Мемориал установлен в память бессмертному подвигу летчика, Николая Гастелло и его боевым товарищам. Памятник представляет собой 9-метровую стелу, на которой изображен портрет-бюст Николая Гастелло.

 

(слайд 5) Подвиг Николая Гастелло стал одним из самых известных в годы Великой Отечественной войны. В одном из боев Н. Гастелло направил свой подбитый самолет в колонну вражеской техники и уничтожил её. Н.Гастелло и его боевые товарищи погибли.

Почему установлен Мемориал в честь Н.Гастелло? (рассуждения детей)

Минута молчания в честь подвига героев-авиаторов

Педагог спрашивает у детей о том, как они представляют боевой самолет летчика-героя? Предлагает детям строительный материал, картон, бумагу, дополнительные заготовки, просит детей сконструировать боевой самолет отважных летчиков.

Конструирование «Боевой самолет» (по замыслу)            

Цель: развитие конструктивных способностей, умений использовать возможности разных материалов, самостоятельно применять способы конструирования, создавать оригинальные образы на основе ассоциаций; воспитание нравственно-патриотических чувств.

(Дети продолжают путешествие, надевают кокошники, имитируют полет самолета, приземляются, осуществляют посадку)Остановка 3. Памятное место: Памятник-самолет в Лиде в честь героев-авиаторов (слайд 6)

Педагог: Лидская земля по праву считается родоначальником белорусской авиации. На вершине постамента установлен один из самых известных самолетов СУ-25. Глядя на памятник, мы видим, что самолет как бы взлетает ввысь, напоминая нам о героических поступках  при защите воздушных рубежей нашей Родины! Подвиг летчиков-героев в годы Великой Отечественной войны никогда не будет забыт! Но героизм имеет место и в наше мирное время!

(слайд 7) Подвиг летчиков-авиаторов – символ героизма и любви к своей Родине!

Наши соотечественники, пилоты, Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко,

проявили мужество и отвагу при выполнении учебно-тренировочного полета.

Обнаружив техническую неисправность своего воздушного судна, Андрей и Никита, увели самолет от населенного пункта, но сами погибли.  

Как вы думаете, почему они так поступили? Почему их поступок называют героическим? (рассуждения детей)

Минута молчания в честь подвига героев-авиаторов

Педагог предлагает детям составить коллаж в честь памяти о летчиках-героях с помощью художественного материала

Составление коллажа «Цветы героям!»

Цель: воспитание уважения к профессии военных, нравственно-духовных и патриотических чувств, развитие художественных способностей, умений самостоятельно создавать оригинальные образы на основе ассоциаций, формирование творческого воображения

 

Научно-методическая литература:

  1. Давидович, А. Л. Мир, в котором я живу : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А. Л. Давидович, Е. И. Смолер. – Минск : ациональный институт образования, 2020. – 208 с. (УМК «Мои первые уроки»)
  2. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.] ; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2012.  –  184 с.
  3. Ладутько, Л. К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Национальный институт образования, 2018. – 232 с.
  4. Ліпскі, У. С. Я тут жыву : займальныя вандроўкі па Беларусі / Уладзімір Ліпскі. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020. – 180 с. : іл.