Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к государственной символике страны (консультация для воспитателей дошкольного образования)

14.03.2023

 «Герб, флаг и гимн – самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»

М. де Монтень

Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к государственной символике страны

Консультация для воспитателей дошкольного образования

Зам.заведующего по ОД Скопец Т.Ф.

2023г.

 

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание.

Любовь к Родине - проявление любви к своим родителям, близким , родному городу, своей стране, в которой мы живем.

Патриотическое  воспитание подрастающего поколения – это возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, историческим  достижениям, культурному и научному наследию, понимание человеком себя, своего места в обществе. 

Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству, принадлежит системе образования.

Начальным звеном системы образования в нашей стране являются  учреждение дошкольного образования, располагающее широким спектром педагогических методов и средств, богатым арсеналом воспитательных возможностей для комплексного и целенаправленного формирования гражданско-патриотических качеств личности. Они призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Дошкольное детство - благоприятный период для формирования, развития и воспитания нравственн0-патриотических чувств и гражданственности. Учитывая психофизические особенности детей дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают, что, именно, в этот период важно воспитывать у ребенка любовь к своей Родине, развивать чувство гордости за свою страну, осознанное отношение к происходящим фактам и событиям. 

Важнейшим показателем гражданско-патриотических качеств личности является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства.

Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважительное отношение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому становлению.

Гражданское воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия на воспитанников, который должен активно способствовать формированию у них гражданской культуры. Но это не единственный фактор формирования гражданской культуры, с ним тесно связаны и воздействие со стороны средств массовой информации, и переживание личного опыта участия в гражданских отношениях. Если обратиться к словарям разных лет, то можно обнаружить трактовки, сводящие гражданственность к правовому понятию гражданина:

«Гражданственный» - присущий, свойственный гражданину, лицо,  принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующемуся его защитой и наделённому совокупностью прав и обязанностей (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1992. стр. 144).

И определения, в которых выделяется педагогический аспект гражданственности:

«Гражданственность» - это понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества. (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.,1994. С. 962)

Авторы монографии «Воспитание гражданина в советской школе» (1990 г.) характеризуют гражданственность как ведущую черту личности, которая проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного.

Приведённые характеристики гражданственности в публикациях последних лет выходят за пределы только лишь нравственного понятия и предполагают наличие иных элементов дееспособности, готовности выразить себя в социальном плане. Такое расширение понятия подводит к наиболее полному воплощению гражданственности - гражданской культуре.

Гражданская культура является одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие формированию гражданской культуры является одной из самых значимых задач современного детского сада.

Именно поэтому, содержание обществоведческого образования должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее критериям гражданской культуры выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

В учреждении дошкольного образования организация и проведение образовательного процесса по воспитанию патриотизма и гражданственности осуществляется как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности с детьми. На занятии по образовательной области «Ребенок и общество»  реализация задач проходит с учетом требований учебной программы дошкольного образования («Основы гражданско-патриотической культуры»), в средней группе (от 4 до 5 лет), старшей (от 5 до 7 лет).  Целесообразно, чтобы в течении учебного года были проведены занятия на тему: «Нащ герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Государственные символы Республики Беларусь»

При реализации образовательного процесса важно понимать, что Государственный Герб Республики Беларусь, Государственный  флаг Республики Беларусь, Государственный Гимн Республики Беларусь –Государственные символы, определяющие суверенитет нашей страны.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в охра цвет.

Цвета Государственного флага имеют исторические и национальные корни. Зеленый, красный и белый цвета белорусского флага обусловлены как исторически, так и в соответствии с мировоззренческими взглядами, связанными с духовными истоками народа.

Применительно к белорусскому Государственному флагу его цвета можно расшифровать  следующим образом: белый  – чистота, непорочность, радость; красный – право, сила, мужество, любовь, храбрость; зеленый – свобода, радость, надежда, здоровье. В христианской символике белый цвет символизирует жизнь, боже­ственность, само христианство; красный – любовь Бога, огонь веры, кровь Христа; зеленый – юность, жизнь, возрождение, справедливость. Красный цвет на нашем флаге – это цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших нашу землю от фашистских оккупантов. Зеленый цвет – это символ природы, веры в ее неисчерпаемую силу, цвет растительности, которая является основой всего живого. Вместе с тем это символ молодости и энергии, надежды, весны и возрождения. Белый цвет – воплощение безгрешности и духовной чистоты, надежды на благополучное развитие судьбы. Это цвет примирения, веры и святости, цвет мудрости и знаний.

Важнейшая особенность и своеобразие Государственного флага Республики Беларусь – использование национального орнамента как элемента государственной символики.

Таким образом, три полосы Государственного флага – горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом – несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли

Государственный герб Республики Беларусь должен быть изображен в точности независимо от его размера и соответствовать многоцветному, двухцветному и одноцветному (серебряному и золотистому) эталонам Государственного герба Республики Беларусь (см. Приложение 2 – 5 Закона Республики Беларусь от 4 января 2021 года №83 – 3 Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь»)

Государственный герб и Государственный флаг нашей родины воплощают ее общественный и политический строй – демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий для жизни каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.

Использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.

С учетом возрастных особенностей осуществляется реализация задач по воспитанию уважительного отношения к Государственным символам Республики Беларусь у детей дошкольного возраста. Важно, чтобы воспитанники осознанно относились к условно образным обозначениям государственной символики, выражали собственную эмоционально-нравственную оценку явлений общественной жизни. Учебной программой дошкольного образования определены правила поведения воспитанников на церемонии подъема Государственного Флага Республики Беларусь и исполнения Государственного Гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы)

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое  для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать возрастные, психофизические особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего мира, образность и конкретность мышления, развитие чувственной сферы, недостаточное сформированное историческое осознание.

В процессе формирования представлений детей о государственных символах Республики Беларусь – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл. Государственная символика отражает историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет  экскурсионная деятельность, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека. Дети приучаются сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения.

Реализация образовательного процесса по воспитанию у детей уважительного отношения к Государственным символам осуществляется в учреждении дошкольного образования в ходе коллективного прослушивания Государственного гимна  Республики Беларусь на торжественных мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам, государственным и  общенациональным праздникам. На торжественных мероприятиях важно организовать церемонию поднятия Государственного флага Республики Беларусь.

Важно, чтобы воспитанники знали, что исполнение Государственного гимна и поднятие Государственного флага Республики Беларусь осуществляется во время официальных церемоний, при открытии и закрытии торжественных собраний, во время народных, трудовых, семейных праздников. В ходе проведения  беседы о том, что Государственный Гимн Республики Беларусь – один из важнейших государственных символов, дети вместе с педагогом определяют характер музыки гимна как величавой и торжественной. Педагог объясняет, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

При организации работы по изучению Государственной символики Республики Беларусь уместно организовать тематическую выставку  (выставку-презентацию) на тему: «Государственная геральдика белорусского государства», «В день Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь»

В ходе беседы о Государственном Гербе Республики Беларусь важно раскрыть значение символов: Беларусь – в лучах восходящего солнца   – это наша земля! Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар символизирует дружбу  белорусов со всеми народами. Красная звезда –  знак мужества.

Развитие у детей представлений о государственных символах Республики Беларусь эффективно в ходе проведения:

  • беседы с детьми на тему: «Где я видел государственный флаг», «Где я видел государственный герб», «Гимн – торжественная и главная песня страны»;
  • игры – путешествия (“Минск – столица Республики Беларусь”, “Праздничный город”)
  • чтения произведений художественной литературы: С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; Э. Агняцвет. №Зямля з блакітнымі вачамі”; А.Байдак. “Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”; А.Русак “Мой край”; Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус”, Н.Гальпяровіч “Сімвалы маёй краіны” і інш.
  • дидактических игр и упражнений «Раскрась фигуру, на которую похож герб Беларуси», «Обведи контур Беларуси», «Раскрась цветки конюшины (льна)», «Про что рассказывает герб Беларуси: соедини линии», «Найди орнамент «восходящего солнца»», «Государственные символы Беларуси: расскажи и покажи»
  • экскурсий (виртуальных экскурсий) по родному городу, областным городам Беларуси, столице Республики Беларусь
  • сюжетно-ролевых игр (“Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”)

 Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности. Значимую роль в решении задачи воспитания детей и молодежи как граждан и патриотов призваны сыграть учреждения образования, располагающие широким спектром педагогических методов и средств, богатым арсеналом воспитательных возможностей для комплексного и целенаправленного формирования гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.

Создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является сегодня одним из основных критериев эффективности организации идеологической и воспитательной работы с учащимися, осуществляемой учреждениями образования. Важнейшим показателем данного критерия наряду с другими является знание обучающимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому становлению.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Закон Республики Беларусь от 4 января 2021 года №83 – 3 Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь»

 

Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

 

Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания)

Утверждено Министерством образования Республики Беларусь

Минск Национальный институт образования 2023